Угнать за 60 секунд

60 секунд – что это, миф мира кино или мрачная реальность?

Однозначный ответ на такой вопрос могут дать только те, кто вообще никогда ни в чем не сомневается, ну а мы попробуем проанализировать факты и подумать, как правильно ответить на такой интересный вопрос.

Исторически первый зарегистрированный факт угона автомобиля относится к 1896 году, когда в Париже из общей десятки имевшихся авто был похищен «Пежо». Далее, техника этого, все более прибыльного ремесла, развивалась параллельно с развитием, как самого автомобилестроения, так и с совершенствованием противоугонных средств.

Статистика показывает, что угоняли, угоняют и, скорее всего, угонять будут всегда. Как сейчас выглядит, например, московская статистика. По данным ГАИ Москвы за три месяца этого года там похищено 3255 машин (примерно, как в целом по Украине за 2000 год), то есть на 22% больше, чем за тот же период прошлого года. В целом по России динамика угонов прошлого года составляла 20,3%. В Москве сейчас работают сотни бригад угонщиков, специализирующихся на кражах самых разных машин. Угоняя за сутки по 25-35 автомобилей, они обеспечивают своей столице роль главного поставщика украденных машин. По горячим следам находят не более 10-ти из них. В основном это те машины, которые угоняют подростки, чтобы покататься и бросить. Остальные автомобили отыскать практически нереально. Преступники действуют молниеносно. Хозяин ёще не заявил о пропаже, а его машину уже разбирают на части или вывозят за пределы Московской области для перебивки номеров и последующей перепродажи по дешевке.

Наибольшей популярностью у автоворов пользуются подержанные иномарки и автомобили семейств «Cамара» (2108, 2109, 21099), «десятки» и «Самара-2» (2114, 2115). Среди иномарок популярнее всего подержанные VW Passat и Audi 80 – количество их угонов вполне сопоставимо с «девятками», «десятками» «двенадцатыми». С дорогими иномарками всё гораздо сложнее. Доля таких машин среди общего количества похищаемых составляет всего 15%, но заработок они обеспечивают гораздо больший, чем отечественные или европейские бэушки. Их уводят не только с улиц, но и даже из гаражей и с охраняемых автостоянок. На угоне таких машин не экономят и используют самые передовые технологии. Из автомашин класса люкс пропадают в основном BMW, Mercedes, Тoyota Land Cruiser, Lexus, но Audi А6 самая угоняемая из всех свежих иномарок. Бороться с таким видом преступлений в России, по мнению сотрудников правоохранительных органов, практически невозможно в силу неадекватности предусмотренной законом меры наказания за такое преступление: 3 года лишения свободы по Статье 166 в случае доказанности угона без цели хищения (в проекте вообще штраф $3900).

С сентября 2001 года в Украине предусмотрено более серьезное наказание. В Статье 289 нового Криминального Кодекса предусмотрено три части, согласно которым предусматриваются следующие наказания:

  1. За незаконное завладение транспортным средством с любой целью штраф примерно $3500 или лишение свободы на 3-5 лет.
  2. За повторное действие, или за действие по предварительному сговору группы, или с насилием над потерпевшим без нанесения вреда его здоровью, или с нанесением значительного материального ущерба потерпевшему лишение свободы от 5 до 10 лет.
  3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 при насилии опасном для здоровья потерпевшего, или совершенные организованной группой, или по отношению к автомобилю стоимостью более $800 лишение свободы от 10 до 15 лет с конфискацией имущества.

За почти полтора года действия новых норм только в Киеве осуждены около 10 угонщиков, причем все по 3-й части указанной Статьи, т.е. на 10 лет и более. Интересно, что многие из этих уроженцев Украины оставили свой "плодотворный" след почти во всех странах западной Европы, невзирая на то, что в грамматике родного языка делают в среднем по одной ошибке на два слова собственноручно записанных инструкций по применению современных электронных инструментов угона.

Тем не менее, положительный эффект изменения украинского законодательства ощущается. По крайней мере, в Киеве, где сейчас ежедневно угоняется всего 1-2 автомобиля (вместо 20-ти в начале 90-х годов) и чуть меньше возвращается угнанных. К сожалению, за последний год более точной статистики по этому поводу в отчетах МВД найти не удалось, поэтому, будем считать, что в Украине ситуация складывается в общем-то благоприятно. Что касается Киева, то по данным городского Управления уголовного розыска всего за 2002 год здесь было 575 случаев незаконного завладения автотранспортом.

Возглавляют пятёрку лидеров ВАЗы – 142 угона, за ними следуют AUDI – 56, Mercedes – 37, Volks Wagen – 36, и Toyota Land-Cruiser – 17. Структура распределения интересов "черного рынка" по маркам автомобилей вполне понятна. ВАЗы наиболее распространены по территории СНГ, легко "растворяются" в массе своих собратьев, а по сложности угона находятся ближе всего к велосипеду. Здесь, обозначенных в начале статьи 60-ти секунд вполне достаточно, тем более, что почти все из них оборудуются практически одинаковыми, но зато щедро рекламируемыми противоугонными средствами для борьбы с которыми вполне достаточно недорогого инструмента в руках заурядной личности.

doorlock

Современные иномарки, несмотря на всю сложность их силовой установки (проще говоря, двигателя) и продуманность заводских противоугонных систем, вполне окупают необходимые для их хищения дорогие современные инструменты и оплату труда самоотверженных "камикадзе", которые вряд ли понимают даже принципы работы тех электронных инструментов, которыми они пользуются. Количество их угонов невелико, по-видимому, из-за очевидной сложности не только самого угона, но и организации процедур переоформления и доставки к покупателям, которые чаще всего находятся в Юго-Восточной части территории СНГ. Здесь ожидаемый риск с лихвой оправдывается "кушем", ради которого криминал не остановиться не перед какими законами. Конечно, в таких случаях говорить об угоне за 60 секунд вряд ли уместно. Во-первых, сама техническая подготовка к угону каждой такой машины должна занимать не одну неделю. Ведь последние пару лет автопроизводители меняют системы защиты от угона автомобилей чуть ли не каждые пол года и поспевать за ними все труднее. Во-вторых, сама технология нейтрализации заводских противоугонных систем современных автомобилей (модели 2002-2003 годов) реально требует, как минимум, в 3 раза больше времени. В день таких машин не "нащёлкаешь" несколько десятков чисто технически, а тем более, не организуешь их продажу. Так что, известный своим аналогичным названием фильм уже давно утратил свою актуальность, однако мудрая славянская поговорка "быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается" опять возрождает свой исконный смысл.

transmlock

В то же время, сам по себе факт снижения общей статистики угонов не может радовать владельцев престижных автомобилей, поскольку основной удельный вес материального ущерба от угонов теперь все ближе переходит к их карманам. Вот что показывает общий анализ наличия заводских противоугонных средств на угнанных в Киеве за 2002 год автомобилях.

Если из 142-х украденных ВАЗов разных модификаций 97 вообще не были оборудованы противоугонными средствами, то относительно других 55-ти, в общемто, не должно возникать вопросов потому, что там, почти наверняка, были установлены хорошо раскрученные и ничем не отличающиеся друг от друга бренды с активной блокировкой системы зажигания двигателя.

Почему же продолжают угоняться современные автомобили, несмотря на их, довольно изощренные заводские противоугонные системы?

Вполне логичным финалом этого краткого экскурса по современным технологиям угона автотранспорта, должны стать следующие рекомендации по защите автомобиля от "незаконного завладения".

install

Грамотно установленная дополнительная электронная охранная система, отвечающая перечисленным требованиям, действительно надежно защищает автомобиль от угона, а тем более, если эта система имеет еще и средства защиты от грабежа и разбоя. Не удивительно, что иногда даже пять "крутых", но одинаково стандартных сигналок не могут спасти дорогой джип, когда на него "выходят" опытные угонщики. Ведь эти сигнализации действительно все одинаковые, потому, что соответствуют определённым мировым стандартам (вернее сказать коммерческим), и отличаются между собой только набором сервисных функций.

И, тем не менее, на современном рынке охранно-противоугонных средств и услуг можно найти, как достойные товары, удовлетворяющие указанным рекомендациям, так и грамотных установщиков. Досадно только, что чаще всего, причиной угона дорогих автомобилей являются сами владельцы, устанавливающие то, что и все, а главное подешевле и побыстрее. Пора начинать учиться на чужом опыте!

Всё чаще мы стали слышать о гибели, как угонщиков, так и хозяев автомобилей, вступающих в сражение по сигналу охранной системы. Во всем мире стало очевидным, что никакой, пусть даже очень дорогой автомобиль, не стоит жизни, пусть даже ничтожной и подлой личности вора. Для исключения подобных эксцессов многие страны уже перешли, а другие только начинают использование цнтрализованных служб безопасности, для охраны не только стационарных объектов, но и автомобилей и даже перевозимых ими грузов. Великий смысл участия централизованных служб безопасности состоит в том, что автомобильные угоны, как и перевозки грузов, становятся всё более интернациональными, поэтому, эффективно бороться с автомобильными кражами возможно только с помощью централизованных служб, обеспечивающих полноценное функционирование системы безопасности не только внутри страны, но и отличное взаимодействие между странами. Подтверждением тому является Мерседес, угнанный в прошлом году в Италии и задержанный недавно в Москве перед отправкой в Казахстан.

Приятно отметить, что наша компания начала разработку такой системы в Украине и есть все основания предполагать, что в недалеком будущем будут решены многие проблемы безопасности не только дорогих современных автомобилей, но и перевозки грузов между странами Восточной Европы. В качестве технических средств обеспечения безопасности в этой системе будут использоваться специальные стандартизованные для международного применения интегрированные автомобильные системы глобального позиционирования (GPS), контроля со-стояния автомобильных узлов и агрегатов и обеспечения связи по сотовым сетям не только с централизованными службами безопасности, но и с обычными сотовыми телефонами. Теперь центры безопасности и владельцы транспорта или груза смогут автоматически получать информацию не только о маршруте движения автомобиля, но и о состоянии водителя, режиме его труда, режимах эксплуатации автомобиля и его агрегатов, сигналов тревоги при аварии или нападении на водителя. Вполне естественно, что в случае кражи автомобиля, угрозе здоровью или жизни водителя служба безопасности примет все необходимые меры для пресечения преступления или помощи попавшему в беду автомобилю или водителю и, самое важное при этом, что помощь эта может быть оказана на территории любого соседнего с Украиной государства уже сегодня. Таким образом, Украина начала своё вхождение в международное сообщество автомобильной безопасности и теперь владельцам автотранспорта не придется единолично и самоотверженно бороться за своё право на собственность и безопасность.

А.М. КУПРИЕНКО